Работы и услуги - сходства и различия
В 1С:Управление торговлей для выбора доступны различные типы номенклатуры. Их можно разделить на материальные (товар, тара, набор) и нематериальные (услуга, работа). В этом уроке речь пойдет про два нематериальных типа - услуга и работа.
Характерные особенности номенклатуры с типом Услуга:
- отсутствует количественный учет складских остатков,
- не ведется учет себестоимости услуг, которые оказывает предприятие (соответственно, по такой номенклатуре 100%-ная рентабельность),
- при приобретении услуг обязательно указывается статья расходов (для определения дальнейшего учета расходов).
Характерные особенности номенклатуры с типом Работа:
- ведется количественный учет (в отличие от обычных товаров, работы учитываются не на складе, а в подразделении-получателе),
- учитывается себестоимость работ,
- про продаже работы контролируется предварительное ее поступление в подразделение (контроль не на уровне документа, а при закрытии месяца).
В более продвинутых конфигурациях 1С (Комплексная автоматизация, ERP: Управление предприятием) работы могут быть куплены у поставщика, или произведены на предприятии. Т.к. в Управлении торговлей нет учета производства, то единственный путь для поступления работ - закупка у поставщика. Отсюда вытекает основное предназначение данного вида номенклатуры:
Получение корректного финансового результата (валовая прибыль, рентабельность) при перепродаже услуг, купленных ранее у других организаций.
Для примера представим следующую ситуацию - мы продаем услугу по монтажу распределительного щита, при этом работа фактически выполняется другой организацией. Соответственно, имеет свою себестоимость.
Вначале создадим вид номенклатуры с типом Работа, затем для данного вида номенклатуры создадим номенклатурную карточку:
Следующий шаг - оформление закупки у поставщика, для этого используем привычный документ Приобретение товаров и услуг.
Обязательно указываем подразделение-получатель:
Теперь регистрируем продажу работы - для этого оформляем Акт выполненных работ. На первой вкладке все по стандарту - выбираем организацию, клиента, соглашение, договор.
На второй вкладке указываем сведения о реализованной работе, количество и цену.
На вкладке Дополнительно корректно указываем подразделение, в котором числится продаваемая работа (остатки по работам контролируются в разрезе подразделений).
При желании акт выполненных работ можно создавать на основании заказа клиента (или нескольких заказов).
Для сравнения оформим продажу услуги с помощью документа Реализация товаров и услуг:
После этого обязательно выполняем закрытие месяца (для расчета себестоимости работы) и формируем отчет Валовая прибыль предприятия.
В отчете хорошо видна разница между оформленными продажами - 100% рентабельность для услуги и более реальное ее значение для работы.
Несмотря на контроль отрицательных остатков работ в подразделении при закрытии месяца, в программе отсутствуют отчеты по анализу таких остатков. В будущем планирую сделать подобный отчет для облегчения работы пользователей.
Дмитрий Медведков программист, консультант 1С
Работаю в 1С с 2012-го, специализируюсь на УТ 11
Имею 10 квалифиционных
1C