Как работать со сделками с клиентами в 1С: УТ 11
Как использовать сделки с клиентами в оптовых продажах, учитывать доп.затраты и формировать отчеты по сделкам
В этом уроке разберем использование сделок с клиентами.
Данный функционал позволяет отражать в программе многоэтапные продажи (например, участие в тендере), формировать воронку продаж, а также регистрировать доп. затраты по конкретным операциям продажи (не входящие в себестоимость продаваемых товаров).
Покажу, где включается данный функционал:

Отражение сделок в УТ 11
Для того, чтобы начать создавать сделки, предварительно нужно заполнить справочник виды сделок:

Создаем новый вид сделок:

Основной реквизит вида сделок - тип, может быть выбран их трех вариантов:

Прочие непроцессные сделки нас не интересуют (т.к. никаких этапов там нет). Типовая продажа - это тип сделок с фиксированным количеством этапов (изменять их нельзя, переход между этапами автоматический). Мы же остановимся на варианте с ручным переходом между этапами:

Настраиваем список этапов сделки (произвольно):

Ставим признак использования данного вида, для упрощения задачи не ставим необходимость фиксации первичного спроса (хранение информации о тех товарах, которые клиент хотел приобрести в сравнении с теми товарами, которые клиент приобрел) и обособленный учет товаров по сделке (обособленный учет себестоимости и прибыли по каждой сделке данного вида):

Т.е. по сделкам данного вида сначала нужно будет фиксировать первичный контакт (взаимодействие с партнером), потом выставлять коммерческое предложение, потом при необходимости его корректировать, потом согласовывать условия оплаты, отгрузки, сроки и т.п., а потом выполнять обязательства (мы - отгрузить, клиент - оплатить).
Теперь можем создавать уже сами сделки:

Обращаю ваше внимание, что сделка - это не документ, а справочник, она не фиксирует какие-либо хозяйственные операции, а является некой сквозной аналитикой.
На первой закладке указывается основная информация о сделке - наименование, клиент, соглашения, статус, вид. В группе полей Первичный интерес нам нужно выбрать канал рекламного воздействия (т.е. откуда мы узнали про сделку):

Для того, чтобы заполнить эти поля, необходимо сначала заполнить соответствующий справочник:

Создадим для примера один канал:

Заполняем первичный интерес в сделке (впоследствии можно будет в отчетах увидеть , например, валовую прибыль сделок в разрезе каналов рекламного воздействия, чтобы оценить эффективность рекламной кампании в разных СМИ):

На второй закладке можно указать сведения о прочих контрагентах, прямо или косвенно участвующих в сделке (например конкуренты):

Записываем сделку, появляется информация о текущем этапе:

Для перехода между этапами используем гиперссылку План процесса:

Для перехода на выбранный этап используем одноименную кнопку:

Коммерческое предложение формируем прямо на основании сделки:

Шапка документа заполнилась автоматически:

А вот данные о товарах в сделке отсутствуют, поэтому вводим их самостоятельно:

Проводим документ, отправляем контрагенту. Допустим, он его отклонил. Выставляем новый компред, в нем сделаем скидку:

Допустим, контрагенту новый компред понравился, переходим к этапу выполнения обязательств:

Создаем заказ клиента на основании коммерческого предложения:

На основании заказа создаем документ реализации:

Фиксируем статус сделки:

Также не забываем ее закрывать:

В верхней части карточки сделки расположена панель навигации. На второй закладке можем создать/посмотреть взаимодействия с партнером по данной сделке:

На следующей закладке отражаются все документы, заведенные по сделке:

На следующей видим полное окружение сделки - список партнеров и контактных лиц, принимающих прямое или косвенное участие (по данным закладки Участники):

Теперь для построения красивой воронки сделаем пару новых сделок, но по ним зафиксируем проигрыш. Для начала нужно заполнить справочник Причины проигрыша сделок:

Создаем новую сделку и на одном из этапов устанавливаем статус Проиграна:

Выбираем причину и закрываем сделку:

Отражение дополнительных расходов по сделке в УТ 11
Теперь отразим доп. расходы по сделке. В качестве таковых возьмем консультации стороннего поставщика:

Для отражения расходов обязательно заполняем подразделение-получатель и выбираем статью расходов (сейчас внимание не заостряем на нюансах, про распределение расходов подробно будем говорить позднее):

Создадим новую статью расходов:

Заполняем основные моменты:

В качестве аналитики расходов в приходной накладной выбираем нашу выигранную сделку:

Формирование отчетов по сделкам в УТ 11
Теперь посмотрим финансовый результат по сделке:

В сформированном отчете видим цифры, которые никак не относятся к нашей сделке. Для того, чтобы их убрать, воспользуемся отбором:

Нам нужно добавить отбор по нашей сделке:

Теперь в отчете видим точный финансовый результат по сделке:

Также сформируем отчет по валовой прибыли и воронку продаж:

Отчет по валовой прибыли выглядит так:

В данном отчете наши доп.расходы не видны (сюда попадают только доп. расходы, которые относят на себестоимость товаров), поэтому в отчете Доходы и расходы прибыль более точная.
Воронка продаж выглядит следующим образом:

Для каждого этапа указано общее количество сделок, а также количество выигранных и проигранных сделок:

Дмитрий Медведков
Сертифицированный разработчик решений для 1С (имею 10 сертификатов)Пишу о том, как автоматизировать рутинные задачи в 1С, ускорить импорт данных и облегчить жизнь пользователям без программирования.