Номенклатура, продаваемая совместно в 1С
В данной статье рассмотрим полезный инструмент конфигурации УТ 11, который поможет повысить продажи в торговой организации — это Номенклатура, продаваемая совместно . То есть, если при продаже определенного товара покупателю предложить дополнительный товар, например, дополнительный аксессуар к основному товару, то покупатель, возможно, купит и его. Данный функционал конфигурации может проанализировать предыдущие продажи и помочь менеджеру подобрать клиенту то, что ему может быть нужно в дополнение к основному товару. Это может работать как в оптовых, так и в розничных продажах.
Пример применения в розничных продажах
Сначала нужно включить эту опцию в программе и настроить ее. Заходим в раздел НСИ и администрирование -> Настройки НСИ и разделов -> Номенклатура -> Дополнительная информация , здесь включаем опцию Номенклатура, продаваемая совместно.
Перейдя по ссылке Настройка поиска ассоциаций можно настроить процент:
- Как часто сочетание товаров должно встречаться в документах продаж?
- Как часто при продаже одного товара продается и другой товар?
- Насколько чаще при продаже одного товара продается другой, чем когда при продаже одного товара не продается другой?
Здесь же можно задать Период поиска ассоциаций , то есть за какой период система будет анализировать документы продаж, чтобы найти номенклатуру, продаваемую совместно. Установим период неделя , количество периодов один, остальное оставим как на картинке ниже.
После включения данной опции в разделе CRM и маркетинг -> Настройки и справочники появляются новые ссылки Настройка поиска ассоциаций и Номенклатура, продаваемая совместно.
Представим, что на этой неделе (мы установили период поиска ассоциаций неделя) мы продавали в розницу электронику и бытовую технику и реализовали несколько раз покупателям в одном чеке:
- Телевизор и Спутниковый комплект
- Телевизор и Крепление на стену
Если перейти в форму Номенклатура, продаваемая совместно и нажать на кнопку Выполнить поиск ассоциаций, то мы увидим информацию по этим продажам. Например видно, что процент случаев продаж совместно телевизора и спутникового комплекта выше, чем процент случаев продаж телевизора и крепления на стену. Так же количество случаев продаж телевизора и спутникового комплекта больше, чем количество случаев продаж телевизора и крепления на стену.
Данный список можно заполнять автоматически (как в примере выше) или вручную, но заполнение вручную будет описано далее в этой статье. Так же можно выбрать вариант анализа, то есть по каким документам продаж будет происходить поиск ассоциаций:
- Розничная торговля
- Оптовая торговля
- Розничная и оптовая торговля
Теперь рассмотрим еще раз настройки поиска ассоциаций и как ими можно пользоваться. Заходим в Настройки поиска ассоциаций , сейчас у нас установлен минимальный процент случаев 10%.
В списке номенклатуры, продаваемой совместно в каждой строке процент случаев больше 10 (75 и 25 %), поэтому они автоматически попали в данный список ассоциаций. Если мы поставим минимальный процент случаев 0, тогда система заполнить список большим количеством строк, даже если товар попадался в документе один раз, то есть процент ниже 10.
Таким образом мы видим, как часто происходило сочетание определенных товаров.
С помощь кнопки Создать можно вручную добавить нужные сочетания товаров, для того чтобы в будущем система напоминала менеджерам предлагать именно подходящий к основному дополнительный товар. В форме создания выбираем:
- Вариант анализа
- Номенклатура (предпосылка)
- Номенклатура (следствие)
- Количество случаев
- Процент случаев
Для примера создадим несколько ассоциаций. Мобильный телефон может продаваться совместно с чехлом для него или с наушниками.
Теперь рассмотрим, как использовать эти ассоциации и настройки при продаже розничным покупателям. Заходим в рабочее место кассира, открываем смену. Для добавления товаров в чек нажимаем на кнопку Поиск .
В форме подбора товаров выбираем Телевизор. После подбора данного товара внизу появляется ссылка С данной номенклатурой совместно продается.
После нажатия на эту ссылку справа мы видим список, в котором телевизор указан как номенклатура из корзины. Слева в списке показаны товары, которые попадают под условия настроек поиска ассоциаций, то есть ассоциация, у которой сейчас, к примеру, процент случаев более 10 (Спутниковый комплект).
Менеджер после нажатия этой ссылки видит этот список, понимает, что эти товары часто продавались совместно, вероятно покупатель и в этот раз будет готов купить эти же товары, и предлагает второй товар покупателю. В нашем случае клиент соглашается, и менеджер переносит товары в чек.
Проверим, как работает настройка с ассоциациями, созданными вручную. В этот раз менеджер продает клиенту мобильный телефон, переходит по ссылке С подобранной номенклатурой совместно продается и видит в левом списке наушники и чехол для телефона. Предлагает эти товары и, возможно, клиент соглашается на покупку второго товара.
Пример применения в оптовых продажах
Аналогично данная функциональность работает и в оптовых продажах. В форме Номенклатура, продаваемая совместно в варианте анализа выбираем Оптовая торговля. Представим, что за прошедшую неделю было оформлено несколько документов Реализация товаров и услуг с одинаковыми набором товаров в накладных:
- Кухонный комбайн и Плита газовая
- Кухонный комбайн и Холодильник
Заходим в форму Номенклатура, продаваемая совместно и видим количество случаев и процент случаев, соответствующие документам продажи.
Теперь представим, что к мы оформляем документ Заказ клиента . В табличной части Товары нажимаем Заполнить -> Подобрать товары.
При подборе товаров выбираем Кухонный комбайн и видим, что внизу снова появилась ссылка С подобранной номенклатурой совместно продается. Нажимаем на ссылку и видим в левом списке товары Плита газовая и Холодильник, которые можно дополнительно предложить нашему покупателю.
Дмитрий Медведков программист, консультант 1С
Работаю в 1С с 2012-го, специализируюсь на УТ 11
Имею 10 квалифиционных
1C