Мониторинг целевых показателей
В 1С:Управление торговлей 11 есть очень мощный инструмент для контроля и анализа ключевых параметров эффективности предприятия. Речь в этом уроке пойдет про подсистему Мониторинг целевых показателей.
Первым делом ее нужно включить.
В настройках раздела Финансовый результат и контроллинг установим флажок для включения подсистемы.
Основные составляющие системы:
- категории целей - группировка показателей по схожим признакам (в том числе иерархическая),
- целевые показатели (или цели) - те самые показатели эффективности компании (валовая прибыль, рентабельность продажи, дебиторская задолженность, остатки денежных средств и т.п.),
- варианты анализа показателей - отдельные настройки для произвольной интерпретации показателей,
- тренды целей - желательные направления изменения значений целей (минимизация или максимизация значений, удержание в определенном диапазоне).
Команды подсистемы располагаются в разделе Финансовый результат и контроллинг.
Справочник Категории целей заполняется по умолчанию при первоначальном создании информационной базы (при необходимости может быть изменен произвольным образом). Все целевые показатели распределяются по этим категориям.
По гиперссылке Варианты анализа целевых показателей откроем основное рабочее место по настройке подсистемы.
Целевые показатели в УТ 11
В левом списке располагаются целевые показатели, причем одна цель может быть подчинена другой. В таком случае имеется в виду, что изменение дочерней цели предполагает изменение цели-родителя (на примере выше Рост выручки влечет Рост валовой прибыли). Иерархию целей удобно использовать при разграничении ответственности внутри управленческого персонала. Например, директор мониторит только цели верхнего уровня, начальник отдела продаж - цели второго уровня и т.п.
В правом списке указаны варианты анализа целевого показателя (в привязке к выделенной в левом списке цели).
В рабочем месте уже есть преднастроенные цели и варианты их анализа (создаются автоматически при создании базы), у пользователей есть возможность их использовать, изменять или создавать новые.
Разберем настройки цели, для этого выберем в левой части формы цель Рост выручки и откроем ее карточку.
При создании/изменении целевого показателя необходимо указать:
- наименование (рекомендуется сюда добавлять желаемый тренд),
- вышестоящую цель (если текущая цель подчинена другой),
- категорию,
- измеримость цели (галку ставить не надо только для групп целей),
- целевой показатель и его краткое наименование (текстовые поля),
- описание,
- формулу расчета (просто для понимания пользователей, программа ее никак не использует в своих расчетах),
- шаблон расчета (из списка предопределенных),
- целевой тренд (максимизация, минимизация или удержание в диапазоне).
Для выбора шаблона расчета нужно нажать Редактировать.
Во-первых нужно выбрать схему компоновки данных - источник данных для расчета.
На первой вкладке можно настроить произвольный отбор данных.
Список доступных для выбора источников данных достаточно большой и покрывает большинство запросов пользователей.
Варианты анализа
Теперь перейдем к настройкам вариантов анализа по рассмотренной цели, для этого откроем преднастроенный вариант Продажи.
Типы анализа
В первую очередь, стоит обратить внимание на тип анализа, разберем подробнее возможные варианты.
Динамика изменения
Применяется, если необходимо проанализировать изменения показателя за определенный период. В этом случае нужно указать период, за который надо контролировать динамику изменения (Период), и дискретность измерения показателя (Периодичность расчета).
Пример
Необходимо в течение квартала каждую неделю контролировать изменения выручки торгового предприятия. Для целевого показателя Выручка устанавливается тип анализа - Динамика изменений, период - Этот квартал, периодичность расчета - неделя. В качестве значения показателя используется выручка по компании в целом.
Покомпонентное сравнение (структура)
Применяется, если необходимо произвести сравнительный анализ данных по объектам анализа (организация, партнер, менеджер, виды номенклатуры и т.д.) или различным значениям показателя.
Пример
Необходимо определить какова доля выручки каждой организации в общем объеме выручки торгового предприятия за текущий месяц. Для целевого показателя Выручка устанавливается тип анализа - Покомпонентное сравнение(структура) , период - Этот месяц, объект анализа - Организация, значение - Выручка по организации.
Покомпонентное сравнение (динамика)
Этот тип анализа применяется в том случае, если необходимо произвести сравнительный анализ изменения данных с течением времени по объектам анализа (организация, партнер, менеджер, виды номенклатуры и т.д.) или различным значениям показателя. Для данного типа анализа указывается период анализа, периодичность расчета, значение целевого показателя, объект анализа или дополнительное значение показателя.
Сравнение с прошлым периодом
Этот тип анализа применяется в том случае, если необходимо сравнить состояние целевого показателя в текущем периоде с данными предыдущего периода (предыдущий месяц, аналогичный период прошлого года и т.д.). В варианте анализа устанавливается текущий период анализа (Период) и период с которым будут сравниваться данные (Период сравнения). При анализе данных текущего и прошлого периода используется одна и та же периодичность расчета.
Пример
Необходимо сравнить текущие показатели месячной выручки предприятия с аналогичными показателями прошлого года
Другие настройки варианта анализа
Далее выбирается источник значений. Для данного шаблона расчета доступны следующие варианты источника:
- выручка
- сумма автоматической скидки,
- сумма ручной скидки,
- общая сумма скидок.
Конкретное значение показателя можно расшифровать с помощью типовых отчетов конфигурации, для настройки такой связи нажимаем Настроить отчеты и выбираем нужные.
Перейдя по ссылке Настроить доступность, необходимо выбрать тех пользователей, которым будет доступен этот вариант анализа. Можно выбирать как отдельных пользователей, так и подразделение.
В поле Контролировать нужно выбрать периодичность работы с текущим вариантом (используется для классификации в мониторе финансовых показателей).
На второй вкладке настраивается внешний вид варианта анализа.
Во-первых, можно выбрать тип диаграммы.
Далее выбирается вариант отображения данных:
Настроить пользовательское оформление варианта анализа (цвета,шрифты, обозначение шкал и значений) можно по одноименной кнопке.
По кнопке Настроить демо-данные можно ввести тестовые значения показателей и примерно оценить как в дальнейшем будет отображаться текущий вариант анализа.
Если необходимо сравнивать значения показателей с какими-то нормативными значениями, то указываем целевые диапазоны (минимальная и максимальная допустимая величина показателя).
В настройке целевого диапазона необходимо указать:
- дату начала действия,
- целевое значение,
- допустимое позитивное и негативное отклонение.
Монитор целевых показателей в УТ 11
В мониторе целевых показателей видим отображение настроенного варианта анализа
На диаграмме помимо графика изменения выручки видно две горизонтальные линии - это и есть целевой диапазон. Разумеется, для выручки имеет смысл контролировать только нижнюю границу.
Если показателей в мониторе много, в верхней части можно настроить отбор по периодичности контроля.
Также можно настроить фильтр по текущему состоянию целевого показателя. В нашем примере состояние показателя - Неприемлемое состояние (т.к. значения вышли за нижние границы целевого диапазона).
Таким образом, есть возможность отфильтровать только проблемные участки.
В настройках монитора есть возможность выбрать группировку целей (по категориям или состоянию) и настроить структуру вывода диаграмм.
На вкладке Варианты анализа можно дополнительно отфильтровать монитор по вариантам.
Другие типы анализа
Рассмотрим пример покомпонентного сравнения (Структура). Допустим, хотим детализировать выручку за текущий месяц в разрезе товарных групп (группы справочника Номенклатура).
И выведем результат в виде круговой диаграммы
Получим такой результат
Следующий пример - создадим свой собственный вариант анализа для сравнения выручки текущего месяца с выручкой в прошлом месяца. Выбираем тип анализа Сравнение с прошлым периодом.
Получим такую картину:
Резюме
Рассмотренная подсистема предоставляет пользователям широкие возможности по интерпретации, анализу и сравнению данных, имеющихся в базе. Большой список доступных источников данных позволяет настроить полноценную управленческую отчетность. При наличии навыков програмирования вы можете как изменять текущие источники данных, так и добавлять новые.
Дмитрий Медведков программист, консультант 1С
Работаю в 1С с 2012-го, специализируюсь на УТ 11
Имею 10 квалифиционных
1C